Журналистка Асука Токуяма родом из Японии. В России она живет не так давно, но именно с нашей страной связывает свое будущее. Почему Асука решила круто изменить свою жизнь в 29 лет, в чем сложность работы женщин в японских медиа и что удивило ее в выступлении Путина на 8 марта – журналистка рассказала Medialeague.ru.

 

— Как давно вы работаете в СМИ России и почему выбрали нашу страну для работы?

Работаю примерно 5 лет. В июне 2015 года я проходила практику в агентстве «Россия сегодня», в то время я училась в магистратуре МПГУ по специальности журналистика. В ходе практики начальник предложил мне остаться у них работать. Он оценил мой журналистский опыт, мне было приятно, и я с большим удовольствием согласилась.

Я выбрала Россию местом своей работы, потому что моя цель – полное и всестороннее освещение российско-японских отношений. В студенческие годы я принимала участие в политическом клубе, который изучает внешние и внутренние политические вопросы. Вопросы о принадлежности южных Курильских островов и заключении мирного договора с Россией были мне чрезвычайно интересны.

После окончания университета я устроилась в японское информационное агентство JIJI-Press. В то время JIJI-Press тесно сотрудничало с Thomson Reuters, я стала специалистом экономических новостей и освещала финансовый рынок. Сама работа была интересна, но со временем я осознала, что это не то, чем я действительно хочу заниматься. У JIJI-Press есть московское представительство, однако было очень маловероятно, что меня отправят в Москву на длительную командировку. Поэтому, когда мне исполнилось 29 лет, я решила переехать в Россию. Учитывая возраст, мне показалось, что это последний шанс, чтобы кардинально изменить свою жизнь.

— На ваш взгляд, российские СМИ можно назвать «женскими» или все-таки проблемы гендерного неравенства в российских медиа нет?

Я очень удивлена, что в России много журналисток. В Японии журналистика считается мужской профессией. Число женщин-журналистов в Японии увеличивается, но в крупных средствах массовой информации женщины занимают всего около 20-30%. По состоянию на апрель 2019 года женщины занимали 7,71% руководящих должностей в газетах и информационных агентствах. Помимо этого, только 4,8% женщин работают на руководящих должностях на телевидении в Токио. Я думаю, в России женщины более активно могут работать, как рядовым журналистом, так и управляющим менеджером. В России тоже могут быть гендерные проблемы, но я до сих пор этого не ощущала. Сейчас мой непосредственный начальник женщина, начальник департамента тоже женщина. В Японии это сложно себе представить.

— Если сравнить СМИ Японии и России, насколько похожи и не похожи они в плане возможностей для женщин: карьера, уровень заработной платы, социальная и правовая защищенность женщин-журналистов?

Я думаю, что женщинам труднее сделать карьеру в Японии, чем в России. В Японии существует система длительной командировки, которая особенно часто встречается в СМИ. Например, сначала работаешь в Токио в течении 2-4 лет, потом в другом городе «А» 2-4 года, потом снова в Токио, потом в городе «Б», опять Токио…и т.д. до бесконечности. Если есть семья, то сложно будет часто переезжать. У мужчин, конечно, чаше бывают длительные командировки, причем независимо от сферы работы, и получается, невозможно проводить время вместе.

В настоящее время многие женщины готовы переехать в любое место ради карьеры, но компания часто не хочет отправлять женщин в далекие города. Женщины распределяются в филиалы или корпункты, которые находятся недалеко от главного офиса. На первый взгляд, женщины, кажется, находятся в привилегированном положении, но на самом деле их дискриминируют. Потому что количество переездов играет не маленькую роль в пути по карьерной лестнице.

Зарплата такая же, как и у мужчин. С зарплатой проблем нет, в этом вопросе все прозрачно. С точки зрения правовой системы также никаких социальных или юридических проблем нет. Но я думаю, что наличие системы не всегда означает ее использование. Это может быть вопрос японского менталитета. Права есть, но женщины их не используют, потому что им не ловко перед своим начальником или коллегами.

— Насколько, на ваш взгляд, легко журналисткам воплощать свои идеи в СМИ в Японии и в России?

Трудно ответить на этот вопрос из моего небольшого опыта, так как я пока работала только с двумя информационными агентствами. Конечно, в обоих странах есть свои плюсы и минусы. В Японии, например, если человек хочет стать журналистом, не нужно регистрироваться, любой человек может открыть новостной сайт. Там нет аналога Роскомнадзора.

В большой организации реализовать свои идеи трудно, из-за сложности процесса принятия решений. Приходится объяснять свои идеи многим людям и убеждать их в том, что они действительно заслуживают внимания. Если для реализации проекта требуется большой бюджет, то его нужно очень долго согласовывать. Помимо этого, в японских СМИ много рутинной работы и мало времени на воплощение своих задумок. Еще существует проблема коммуникации: многие японцы не хотят быть в центре внимания. Если мы хотим комментарии от японца, то нужна тщательная подготовка.

В России, общение с людьми проще, люди в большинстве случаев готовы отвечать на вопросы журналиста. Даже некоторые эксперты хотят, чтобы СМИ больше писали об их мнении. Принятие решений также происходит быстрее, если мой уполномоченный руководитель дает добро, то все проходит гладко.

— Как японские журналистки повышают свои профессиональные компетенции и soft skills? Есть ли система дополнительного образования, например?

В Японии система пожизненного найма является основной, поэтому обучение проводится, когда студент заканчивает университет и устраивается на работу в компанию. На работе более опытные коллеги обучают молодых людей. Основное внимание уделяется обучению на месте. Обычно японские журналисты не имеют возможности регулярно что-то делать для улучшения своих навыков, курс повышения квалификации в компании – большая редкость. В Японии даже почти нет факультета журналистики, и в этом плане ощущается отставание от других развитых стран.

— Освещению каких тем, связанных с женщинами, на ваш взгляд, могли бы уделять больше внимания российские СМИ?

Мне интересно будет читать, что российские женщины думают об их карьере, роли в обществе. Взгляды женщин на различный вид брака и отношения к семейному бюджету тоже интересные темы.

Российское общество имеет как консервативные, так и очень современные аспекты, и я хочу узнать, что о них думают женщины из разных социальных слоев. Меня недавно удивило, что во время празднования 8 марта Президент Путин высказал слова особой признательности женщинам, которые посвящают себя материнству. Если японский премьер-министр скажет то же самое, ему придется извиниться сразу, так как это считается неуважением к женщинам, которые не могут стать матерью по разным причинам или просто не хотят быть матерью.

Помимо этого суррогатное материнство тоже привлекательная тема. В Японии это строго запрещено, а в России люди спокойно к этому относятся, это даже своего рода бизнес. Интересно узнать, как сформировалось такое отношение в обществе.

 

Записала Елена Рыленкова

Фото из социальной сети Асуки Тукуямы