В Томске 6 марта проекты PechaKucha Night и Ladies, Wine & Design устроили коллаборацию в пространстве FLAT, чтобы обсудить важные для современных россиянок вопросы. Семь девушек подготовили выступления и небольшие презентации, в которых постарались раскрыть свои темы. На площадке говорили о страхах, с которыми сталкиваются женщины, о том, как не заплутать в поиске себя, о том, где искать вдохновение, если ты дизайнер, о влиянии женщин на искусство и почему об этом мало что известно, говорили про тело и про то, почему девочки — это сила. Кроме того, затронули тему diy-благотворительности. Журналистка и @cyberw0man Алена Алькова рассказала об акции «Не виновата», которая прошла 6 марта в Томске.

Руководитель отделения Женской Лиги журналистов и блогеров в Томске Елена Изофатенко послушала выступления спикеров и пообщалась с некоторыми из них.

Марья Рязанова, татуировщица @mariazanova ( спикер по теме «Я и мое тело»)

— Мария, на ваш взгляд, достаточно ли широко освещается тема феминизма и гендерная тема в медиа?

-В Томске довольно мало. Хотя сейчас гораздо больше, чем раньше. Радует тенденция, что на эту тему стали разговаривать. Многие с негативным уклоном, но это тоже вариант.

— А в целом, как Томск выглядит на фоне России в этом направлении ? Я знаю, что акция «Не виновата» проходит только в нескольких городах России, но именно в Томске ее активно поддержали.

— Да, это круто, потому что у нас много небезразличных людей в принципе ко всяким разным темам. Это здорово. Ну и это благодаря, наверное, некоторым тусовкам. В том числе и панк тусовки, и дизайн тусовки — люди шире на мир смотрят. В целом, не сказала бы, что Томск лидирует, но есть регионы, где ситуация гораздо хуже. Вот сегодня мы стояли на пикете и обсуждали, что в Томске ты можешь спокойно выйти на пикет и не бояться. Сегодня была только одна негативная реакция, когда человек кричал, что он антифем и все такое. Но есть регионы, в которых сложно высказываться, потому что страшно.

Алена Алькова, журналистка @cyberw0man ( спикер по теме «Diy-благотворительность и акция «Не виновата») 

— Недавно была «потрясающая» новость с заголовком «Самой юной мамой стала 13-летняя девочка». Никто не знает, как эта 13-летняя девочка стала мамой, никто не знает, какая за этим стоит история. Но при этом, журналисты хотят вынести эту историю в публичное поле и вот в таком ключе. Выбор лексики, «юная мама», дает какую-то положительную оценку истории. Просто представьте: каково быть мамой в 13 лет? Это опасно для здоровья как минимум.

В этом плане нужно выбирать слова, хотя журналистская оценка, конечно, начинается с отбора фактов.

Недавно я услышала в подкасте «Крошка Томск» о том, как осветили новые меры по профилактике абортов. Действительно, никто из томских СМИ не представил комментарий. Все просто «выкатили» информацию об изменениях. Никто не отметил, что это нарушение прав женщин. Для женщины сделать аборт – это и так очень тяжело, физически и психологически. А сейчас помимо этого еще придется выслушивать уговор от врачей, которым за это доплачивают, и еще, может, от православных священников. Но в СМИ никакой ярко выраженной точки зрения по этому вопросу не появилось.

-А домашнее насилие, как освещается в СМИ? Вы считаете, достаточно?

Эта тема освещается достаточно, но не в том ключе. Темы насилия, в том числе домашнего, выносятся как бульварное чтиво на потеху толпе. Во всяком случае, так было, когда я работала в региональных новостях.

Возможно сейчас, когда эта тема, тема домашнего насилия, возникает в публичном поле, когда ее поддерживают публичные личности, когда становится все больше людей, которые разделяют точку зрения, что это неадекватно и это ненормально, ситуация изменится.

Cегодня мы были на пикете, пришли журналисты с «Tomsk.ru», с «ТВ 2», «Втомске.ру» — они рассказывают об этом. Акцию «Не виновата» осветили во всех томских СМИ. То есть, когда есть повод, рассказывать о домашнем насилие как о проблеме журналисты могут. Но, к сожалению, в регионах на эту тему мало аналитики. Наверное, СМИ нужен новый взгляд, новые инструменты. Есть практика брать релизы прокуратуры, МВД, Следкома и повышать просмотры за счет историй насилия. Эту ситуацию можно изменить принципиальностью со стороны журналистов и пониманием со стороны руководства. Потому что новостными порталами, как правило, владеют не журналисты, а бизнесмены, у которых есть рекламные цели.

В какой-то степени мы сами, читатели, можем формировать повестку: не вестись на кликбейты. Однако, когда это единственный способ узнать о происшествии, не кликнуть на такой заголовок сложно. Пока непонятно, как, но насилие должно перестать быть темой спекуляции просмотрами.