Екатерина Маненкова, создатель и редактор медицинского портала Евромедицина, руководитель отделения Лиги в Калининграде рассказала Medialeague.ru о том, как развивает свой проект, в чем «фишка» региональных медиа и как журналистки из разных регионов России могут быть полезными друг другу.
— Что для вас современные медиа?
– Хороший вопрос. Когда в 1996 году я поступала на журфак, медиа были четко разграничены – газеты, телевидение, радио. Через несколько лет появились интернет-СМИ. А сейчас четких границ все меньше, медиа мутируют, смешиваются, обрастают новыми критериями, форматы смещаются в сторону Интернета. Появились ютуб- блогеры, инста-блогеры, информационные телеграмм-каналы и так далее. Думаю, что трансформация будет происходить и дальше, и это, скорее, хорошо, чем плохо. Хорошо, потому что новые форматы дают новые возможности для общения с аудиторией. Плохо, потому что среди этих форматов часто попадается много «информационного мусора», распространяются фейки, что подрывает доверие ко всем медиа.
— Как родился ваш личный проект с информационным порталом о медицине?
– Когда я жила во Владивостоке, меня пригласили работать в медицинский проект. Мне понравилась основная идея издания — поднимать престиж профессии врача. В начале прошлого века врач был представителем интеллигенции, ассоциировался с очень умным и отзывчивым членом общества, у которого есть высшая миссия. Сейчас пациенты и медицинское сообщество – два противодействующих, часто непримиримых лагеря, а сами врачи перестали верить в свою миссию. Но в процессе работы мы часто спорили с учредителем, как именно должен работать проект. Все споры заканчивались фразой: «Вот когда у вас будет свой портал, тогда и реализуйте свои идеи». Потом жизнь закинула меня в Калининград, где мне случилось поработать в региональном министерстве здравоохранения, а после – с медицинским форумом международного формата. Оглянувшись, я поняла, что у меня много знакомых из медицинского сообщества, я глубоко в теме, она мне интересна. Ну и вспомнилась фраза «когда будет свой портал». В общем, решилась на создание своего проекта. Сразу определила, что не будет жесткой привязки к географии, ведь современные технологии позволяют получать информацию из любой точки мира.
— Чего, на взгляд, не хватает региональным медиа?
– Финансовой независимости и профессиональной юридической поддержки. Отсутствие первого часто толкает региональные СМИ к сотрудничеству с крупными региональными корпорациями или местными властями. А это приводит к тому, что в политику редакции начинают вмешиваться сторонние силы. Отсутствие второго делают медиа незащищенными перед постоянно меняющимся законодательством и, порой, региональными силовыми структурами, которые делают статистику по «профилактике» и «пресечению нарушения законов».
— В чем преимущество региональных медиа и есть ли оно сегодня?
– Мне кажется, тут все зависит от каждого конкретного случая. Если медиа умеет грамотно делать ставку на «местечковость», сделает ее своей фишкой, то в этом и будет его преимущество, которое может вывести ресурс за пределы региона. А для информирования местного населения и трансляции региональных пресс-релизов в старом формате достаточно одного-двух СМИ.
— Насколько актуальна тема поддержки женщин в медиа, на ваш взгляд?
– Она актуальна была и ранее, а в нынешнее нестабильное время особенно. Прежде всего, она нужна молодым начинающим журналисткам и работающим матерям-одиночкам – они самые уязвимые слои в нашей сфере. Еще я бы выделила особо незащищённую группу – возрастные женщины предпенсионного возраста, которых немало в региональных СМИ старого формата. Им сложнее адаптироваться под новые реалии, для них новые современные словечки – нечто режущее слух, интернет-технологии – пугающая реальность. Им не хватает уверенности, что в современном мире есть место и для них. А решение проблем женщин в медиа, думаю, на поверхности – нам действительно пора объединяться и помогать друг другу. Молодые могут делиться знаниями о современных технологиях, кто постарше – опытом и профессиональными «фишками». Порой просто важно не чувствовать себя воином, который один в поле.
— Ваши мечты, связанные с медиа…
– Я мечтаю развить свой ресурс до полноценной редакции с корпунктами по всему миру. К счастью, медицинское сообщество нацелено на обмен своим опытом с коллегами, они не делают тайны из своих открытий (не считая фармацевтического бизнеса). Ситуация с пандемией показала, насколько важно врачам всего мира объединиться. Поэтому я уверена, что медицинские ресурсы будут им интересны как площадка, для размещения своих работ, а пациентам – как место для получения важной и полезной информации из сферы здравоохранения.
— Есть ли что-то, что мешает этому?
– Как любому начинающему СМИ, порталу нужна финансовая и юридическая поддержка. Остальное все в моих руках.
Подготовила Елена Изофатенко